Как сделать основание под тротуарную плитку

Как сделать основание под тротуарную плитку

Подготовка основания под укладку тротуарной брусчатки – самый важный этап работ по мощению дорожек. От того, насколько грамотно сделан «фундамент», зависит срок службы покрытия. Если следовать всем требованиям технологии, плитка прослужит десятилетия. В противном случае велик риск того, что тротуарку придется переделывать уже через несколько сезонов. Рассмотрим особенности подготовки участка.

Готовим основу под брусчатку

Плитку нельзя укладывать на минимальный слой подсыпки. Грунт под воздействием различных факторов склонен проседать и вспучиваться, а вместе с динамичной основой будет деформироваться и брусчатка. Чтобы покрытие оставалось стабильным, необходимо устройство подушки.

Характер подложки зависит от особенностей грунта и назначения тротуарного полотна. Мощная основа под пешеходную зону требует одного подхода, а зыбкая почва под проезжую часть – совсем другого.

Подготовка состоит из трех главных этапов:

  • планирования участка;
  • разметки полотна;
  • устройства и засыпки земляного корыта.

Планирование участка

В большинстве случаев тротуарное покрытие располагают приблизительно на одном уровне с окружающей территорией. В этом случае делают земляное корыто – котлован определенной глубины, в котором потом формируют пирог из строительных материалов.

Иногда полотно поднимают над уровнем проезжей части. Такая ситуация не требует земляных работ, но устройство подушки обязательно и при таких условиях.

На этой стадии определяются с размерами участка и глубиной корыта.

Разметка зоны под тротуарное покрытие



Рассчитывая глубину котлована, отталкиваются от назначения и будущего уровня дорожки. От «нуля» вычитают толщину плитки и одного или нескольких слоев подушки. Для разметки используют лазерный нивелир, маячные колышки и нитку.

В пешеходных зонах допускается укладка брусчатки толщиной от 30 мм. На проезжей части и в парковочных местах минимальный параметр – 60 мм. Если участок рассчитан на движение или стоянку грузовых автомобилей, необходимо выбирать еще более толстую плитку.

Глубина корыта:

  • в пешеходных зонах – 150-200 мм;
  • на парковках и проезжей части – от 300-400 мм.

Иногда имеет смысл увеличить глубину подушки. Например, если по тротуарной плитке будут ездить груженые авто. Рациональнее перестраховаться и не экономить на подготовке – экономия выйдет небольшой, поэтому запас прочности оправдан.

Устройство и засыпка котлована

Неглубокое корыто можно выкопать и лопатами, но если основание солидное, используют специализированную технику. В процессе в любом случае без профильного оборудования не обойтись – для уплотнения слоев прибегают к помощи виброплиты или (если участок объемный) катка.

Есть несколько рецептов пирога. К характеристикам компонентов подходят индивидуально, но в общем случае подушка состоит из:

  • щебня;
  • гравия;
  • песка и/или ЦПС (цементно-песчаной смеси).

Слой щебня необязателен – он необходим в зонах с подвижным грунтом и под тяжелые автомобили. Чаще всего нижний слой формируют из гравия – его толщина 100-200 мм. Как вариант, гравийный или щебневый слой делят на два-три – каждый верхний отличается меньшей фракцией.

Поверх насыпают песчаный слой толщиной 100-150 мм. И каменную крошку, и песок трамбуют виброплитой или ручной трамбовкой, поливая материал водой. Специализированное оборудование подбирают, исходя из глубины основания:

  • при максимальной толщине засыпки 250 мм используют стандартную виброплиту весом 75-90 кг;
  • при глубине корыта до 150 мм слои допускается уплотнять агрегатом весом до 75 кг.

Трамбовка обязательна, иначе основание просядет.

Между гравием и песком рекомендуется укладывать геотекстиль. Еще лучше, если этот материал использовать также и между грунтом и гравийным слоем. Основная функция прослойки – не допускать смешения разнородных элементов и провалов полотна из-за атмосферных осадков и грунтовых вод.

Обычно гравия и песка достаточно для того, чтобы сделать прочную основу. Но часто верхним слоем служит ЦПС, которая повышает характеристики пирога. Соотношение цемента и песка – 1:6-1:4. Толщина этого слоя – 30-50 мм. Обратите внимание, что в этом случае укладку брусчатки нужно выполнять в течение нескольких часов после подготовки основания – смесь быстро теряет свойства.

Бетонирование основы

Заливка верхнего слоя бетоном – решение для участков, на которые будет ложиться большая нагрузка. Прочная основа гарантирует, что брусчатка не просядет – и через многие годы не придется беспокоиться о проблемах с покрытием.

Цена укладки тротуарной плитки в этом случае дороже плюс требуется более тщательный подход к водоотведению. Если песчано-гравийная подушка уже сама по себе дренирует влагу, то монолитный бетонный слой воду не пропускает. Кроме использования прочих водоотводящих способов (о них ниже), в бетоне делают отверстия, в которые вертикально вставляют трубки – из расчета 1 шт./кв. метр. Нижние концы трубок уходят в песок или гравий.

Для заливки используют смесь марки 150 или 200. Для улучшения характеристик основы бетон рекомендуется армировать прутом толщиной 8-10 мм. Если раствор не армируется, толщина слоя – 150 мм. В противном случае – 200 мм.

Формирование финишного слоя

Чтобы укладка плитки не вызывала проблем, верхний песчаный слой трамбуют и выравнивают по направляющим. В качестве маяков используют, например, трубы. Расстояние между маяками должно быть на 150-200 мм меньше длины рейки, с помощью которой формируют плоскость.

Системы водоотведения

Подушку делают с уклоном около 5 мм на метр. Небольшой уход от горизонтали необходим для того, чтобы на тротуарном полотне не скапливалась влага. Дополнительно используют различные элементы: лотки, желоба, дождеприемники.

Качественно подготовить основание непросто – ошибки на любом этапе могут привести к необходимости переделывать или мириться с возникшими дефектами покрытия. Чтобы деньги, потраченные на обустройство участка, не оказались выброшенными, лучше доверить и подготовку, и оформление брусчаткой специалистам, которые давно и профессионально занимаются укладкой тротуарной плитки в Краснодаре.