История тротуарной плитки: от Вавилона до наших дней

История тротуарной плитки: от Вавилона до наших дней

Тротуарная плитка в привычном нам понимании этого слова украшает улицы российских городов около 30 лет. Но история облицовочного материала гораздо богаче – брусчаткой мостили дороги еще древние египтяне. Постепенно покрытие видоизменялось, пока не приобрело знакомый нам вид.
 

Брусчатка в Древнем мире

Древний Египет

Точно неизвестно, кто придумал использовать обточенный камень в качестве дорожного покрытия. Но мы знаем, что до этого додумались еще несколько тысячелетий назад. Первые упоминания о брусчатке относятся к Древнему Египту. От реки Нил шла дорога к месту строительства пирамид. Огромные каменные блоки массой до 30 т было невозможно транспортировать по неподготовленной «трассе» – нужна была гладкая поверхность. Ее-то и создали изобретательные египтяне с помощью обработанных плиток.
 


 

Каждую плиту рабы тщательно шлифовали, почти до зеркального блеска – необходимо было снизить трение до минимума. Поверхность полировали с помощью алмазной пыли. Хотя в дорожном строительстве участвовали тысячи подневольных, на создание дороги длиной каких-то несколько километров ушло около 10 лет. Остатки былой роскоши можно увидеть и сейчас. Ни о каком блеске речь уже давно не идет, но об адском труде древнеегипетских «тротуарщиков» брусчатка напоминает до сих пор.


На заметку! Булыжник – это грубо обработанный материал. Брусчатка – плита с плоской поверхностью и более точной геометрией.
 

Вавилон

Когда археолог Роберт Кольдевей раскопал Вавилон, он один из первых прошелся знаменитой «Дорогой смерти». Более корректное и официальное ее название – «Дорога для процессий бога Мардука». Она простиралась от берегов Евфрата к главному вавилонскому храму, в котором служили тому самому божеству.
 

Ширина дороги – 24 м. Она была ровной, как шнурок. В центре покрытие состояло из крупных каменных плит, а окантовка была из красного кирпича. Тыльную сторону каждой плитки украшала надпись, восхваляющая главного «прораба» – царя Навуходоносора, знаменитого исторического и библейского персонажа.
 





Дорога известна не только отменной облицовкой, но и своим назначением. Она была заточена между стен высотой 7 м с многочисленными башнями. Главная задача дороги – послужить местом смерти врагов, сумевших преодолеть остальные препятствия на подходе к Вавилону. Неприятелю, который пробрался через рвы и стены, пришлось бы прошагать по великолепной мостовой. Но здесь бы его ждала туча стрел и копий, посыпавшаяся на него с десятков башен. Дорога из брусчатки была сколь красива, столь и смертоносна.
 

Древний Рим

Римские дороги – это уже почти притча во языцех и предмет для сравнения с современными покрытиями. Возможно, и вы сталкивались в интернете с юморными картинками, на которых рядом изображены прекрасно сохранившаяся дорога империи и современная трасса с многочисленными колдобинами.
 

Во времена Римской империи почти вся территория нынешней Европы покрылась сеткой дорог, мощеных гранитной плиткой. За эти транспортные ветки европейцы были благодарны сотни лет – по дорогам было удобно колесить, в них не скапливались лужи, их было сложно повредить.
 

Пара слов о материалах для мощения. Вначале в качестве сырья использовали булыжник из относительно хрупкого камня. Под металлическими колесными ободами и конскими копытами он быстро приходил в негодность. А поскольку кололся камень «по наитию», большая часть материала шла в отходы.
 

Впоследствии брусчатку стали изготавливать из гранита и габбро – более прочных и мелкозернистых пород. Эти материалы можно было колоть гораздо точнее. Потом задачу еще упростили – перед тем, как колоть, из камня вырезали плоские плиты. Или, говоря современным языком, делали слэбы. Благодаря этому появилась возможность ускорить процесс производства небольших элементов. До изобретения слэбов предпочтение отдавали крупным плитам, но и их изготовление было крайне трудозатратным.
 

Интересный факт! Самую длинную мощеную дорогу древности построил персидский царь Дарий I. Ее длина составляла более 2500 км. Как и сегодня, каждые несколько километров на «трассе» были расставлены указатели с расстоянием до населенных пунктов.
 

Тротуарная плитка в Европе

Камень – дорогое удовольствие. А иногда и вовсе недоступное. С этим фактом столкнулись в Нидерландах в начале XIX века. Нидерландцам пришлось освоить технологию производства небольших плит из бетона. Первым изделиям такого типа мы обязаны умельцам из Амстердама. Тех материалов, которые вышли из-под рук тротуарных пионеров, хватило для прокладки дороги от Амстердама до Гарлема. Дорожное полотно приглянулось местным жителям, а затем мода на новый материал перекинулась на остальную Европу и США.




Тротуарная плитка в России

Каменная брусчатка в России известна уже много столетий. Но тротуарная плитка из искусственных материалов появилась на нашей территории на сотню лет позже, чем в Нидерландах – в начале XX века. В отличие от Европы, у нас она прижилась ненадолго. С приходом к власти большевиков красивому и практичному покрытию предпочли менее эффектное и дорогое – асфальт.
 





Почти всю советскую эпоху жители огромного государства любовались асфальтовыми прелестями. Лишь в 70-е годы частично на смену серому невзрачному покрытию пришли крупные бетонные плиты. Их сложно назвать привлекательными, но это уже был шаг навстречу современным облицовочным материалам.
 

Интересные факты! В 1804 году Красную площадь вымостили булыжником. В 30-х годах XX века – брусчаткой. В 1974 году покрытие уложили заново, теперь уже на твердое основание. Современная площадь украшена брусчаткой, изготовленной из магматической породы габбро. Размер плиток – 100х200 мм, толщина – 200 мм.
 





Тротуарная плитка современного типа в России появилась в 90-е годы прошлого века. Тогда ее изготавливали только методом вибролитья. Первое время материалы были низкого качества и выдерживали сезон-другой. Производители экономили и нарушали технологический процесс. Но вскоре стало ясно, что у тротуарки есть будущее только при условии соблюдения стандартов.
 





Уже пару десятков лет бетонную плитку в России изготавливают по уму. Оговоримся, это касается не всех производителей. Но крупные компании и ряд мелких мастерских дорожат репутацией, поэтому их продукция заслуживает внимания. Чтобы не ошибиться с выбором тротуарной плитки, рекомендуем проконсультироваться у специалистов.
 

Наша бригада занимается укладкой тротуарной плитки в Краснодаре уже более 16 лет. Мы знаем, каким производителям стоит доверять. Поможем вам выбрать качественные материалы и выполнить красивую и надежную облицовку.