Распространенные ошибки при укладке тротуарной плитки

Распространенные ошибки при укладке тротуарной плитки

Облицовка дорожек брусчаткой иногда вызывает иллюзию простоты процесса. На самом деле здесь множество нюансов. Некоторые из ошибок приводят к тому, что цена укладки тротуарной плитки возрастает вдвое – покрытие приходится полностью переделывать. Рассмотрим основные моменты, на которые следует обращать внимание – ликбез поможет избежать проблем.

Неправильная подготовка основания

Плохо подготовленная «подушка» под укладку – самая распространенная и серьезная ошибка. От качества основания зависит срок службы и внешний вид покрытия. Основа должна соответствовать задачам, которые выполняет облицованная площадка.
Тротуарный «пирог» состоит из нескольких слоев, каждый из которых выполняет свою функцию.
Несущий слой. Уменьшает нагрузку на дополнительные слои. Бывает бетонным и щебеночным. Бетоном заливают основу участков, которые рассчитаны на тяжелый транспорт и/или расположены в зоне с неустойчивым грунтом. Такая, более дорогая, основа не пропускает воду. Зато она прочнее. Щебень экономичнее и дренирует воду. Но будет большой ошибкой использовать его в неподходящих случаях.
Дополнительные слои. Их может быть несколько. Они дренируют влагу.
«Состав» основания определяется в каждом конкретном случае. Не имея знаний и опыта, неразумно составлять «рецепт». Скорее всего, такой подход приведёт или к порче тротуарного полотна, или к перерасходу материалов (если исполнитель решит перестраховаться и, например, использует бетон там, где он не нужен).

Имеют значение и такие факторы:

  • толщина слоев;
  • размер фракции щебня.

Например, для покрытия под легковой транспорт толщина прослойки из щебня – 20 см, а фракция – до 40 мм. В случае с грузовым автотранспортом показатели возрастают до 25 см и 40-60 мм соответственно.

Укладка неподходящей плитки

Толщина плитки тоже играет важную роль. Слишком тонкая брусчатка не выдержит нагрузку грузовика. Чрезмерно толстое полотно ведет к лишним затратам, если тротуарку укладывают на садовые дорожки.
Для пешеходных зон используют материалы толщиной 30-60 мм. Параметры плит для площадок под легковые и грузовые автомобили соответственно:

  • не менее 60 мм;
  • не менее 80 мм.


Прежде чем купить тротуарную брусчатку, необходимо оценить нагрузку на полотно с учетом возможных мероприятий в будущем. Например, владелец участка рассчитывает на проезд и парковку легковых авто. Но через несколько лет, возможно, понадобится помощь спецтранспорта, которому придется испытать качество плит и укладки.

Укладка цветной плитки с одного поддона

Речь о тротуарке формата Color Mix – материалах с разными оттенками. Такая плитка – результат смешивания нескольких пигментов. В некоторых случаях 1-2 из них преобладают (стандарты допускают это). Кроме того, цветовой рисунок каждого элемента уникален. Если брать микс-брусчатку с одного поддона, дорожка обязательно покроется заметными пятнами.
Чтобы избежать этой проблемы, достаточно при облицовке брать плитку с разных поддонов. Пятен и в этом случае не избежать, но они будут небольшими и равномерно и гармонично «растекутся» по всей площади.

Отсутствие уклонов

Поскольку тротуарную плитку укладывают на улице, на нее неизбежно попадают осадки. Вода должна куда-то стекать. Если в процессе укладки позабыть об уклонах, на полотне образуются лужи. Но застоявшаяся вода – меньшее из зол. При смене температуры от плюса к минусу и наоборот влага, попавшая внутрь плитки, разрушает покрытие. Поэтому облицовка под углом решает сразу две проблемы – делает передвижение удобным и увеличивает срок службы материалов.
Уклоны необходимо делать поперечными, продольными или поперечно-продольными. Минимальный угол уклона – 5 градусов (5 мм/м). Чем интенсивнее гидронагрузка, тем больше должен быть угол.
Направление стока – от здания. Слив воды – за пределами полотна или в специальные дренажные каналы.

Затирка стыков цементной смесью

Крепче – не значит лучше. Чтобы заполнить швы и сделать полотно монолитным, используют песок. Цемент лишь на первый взгляд кажется более рациональным решением. На деле же он попадает в поры тротуарки и оставляет следы, избавиться от которых или очень сложно, или вовсе невозможно.
Песок для засыпки стыков должен быть чистым, с минимумом или отсутствием органических примесей, которые ведут к образованию некрасивых высолов на поверхности дорожки. Минимальное количество органики в песке – это и частичное решение проблемы прорастания растений в швах.
Оптимальный вариант – модифицированный песок. Это прокаленный материал, в который производитель добавил полимеры. Такой песок не выветривается со временем, не оставляет налет на плитке, предотвращает рост сорняков и удобен в использовании.

Неверный расчет плитки и преждевременный монтаж бордюров

Одна из главных задач укладчика тротуарной плитки – максимально цельное покрытие. Подрезка портит внешний вид площадки. В большинстве случае она неизбежна, но специалист обязан минимизировать ее количество.
Неправильный расчет тротуарки ведет к тому, что специалисту приходится подрезать больше плитки, чем необходимо. Результат – испорченный рисунок и лишние затраты на брусчатку. Тот же эффект возможен и при преждевременном монтаже бордюров. После их установки плитка фиксируется и что-либо изменить можно только путем переустановки ограничивающих элементов.
Чтобы гарантированно избежать ошибок и связанных с ними проблем, рекомендуется заказывать укладку тротуарной плитки в Краснодаре у специалистов.